четверг, 3 июля 2008 г.

�м образом, теоретически может возникнуть ситуация (вэкономическойтеории ее называют совершенной, или чистой, конкуренцией — см.

5.3), когда фирме абсолютно невыгодно отклоняться от сложившейся рыночной цены. Но, повторим, такая ситуация носит теоретический характер. Предположим, что фирма избавилась от прямых и косвенных конкурентов и выступает на рынке монополистом. В условиях чистой монополии можно говорить о ценовой политике фирмы, направленной на максимальное приспособление к спросу, без учета противоборства с конкурентами. Именно к этой ситуации относится сказанное выше в связи с эластичностью спроса. Однако, если даже фирма выступает на рынке в роли единственного продавца, она не может произвольно изменять цену. Не говоря уже о выше рассмотренных явлениях (эффекты Гиффена, «сноба», «цена — качество»), если фирма, пользуясь отсутствием прямых и косвенных конкурентов, начинает увеличивать цену, то производителями блага становятся те, кто еще недавно был его покупателем. Чаще всего такая ситуация возникает на рынке услуг, где рост иен заставляет людей отказаться от их приобретения на открытом рынке и производить эти услуги самостоятельно.


Комментариев нет: