вторник, 24 июня 2008 г.

149 на котором эта связь видна, является пространство-akaca: в нем нет невечности (мгновенности), не

149 на котором эта связь видна, является пространство-akaca: в нем нет невечности (мгновенности), нет и бытия. Пространство, следовательно, считается вечным только как понятие, реального бытия ему не придается. В указанном силлогизме оно является примером отрицательным, который имеет лишь второстепенное значение для доказательства неразрывной связи между основанием и следствием. На таком примере можно видеть, что в случае отсутствия следствия отсутствует и основание. Такие отрицательные примеры имеют значение только тогда, когда связь уже установлена с положительной стороны. Если имеется только отрицательный пример, говорит Дхармакир- _ 150 См. NBT. III. 130. См. NBT на III. 123- Ср. также QV. Anumana, 114-116. ти, то на основании его мы не можем доказать ни прямой, ни обратной связи основания со следствием. Отрицательные примеры не должны непременно быть реальными объектами. Из этих слов видно, что если Дхармакирти и ссылается в своих логических выводах на вечное пространство, то из этого нельзя делать вывода, что он признает за ним значение реальной субстанции; для него это своего рода предельное понятие, не имевшее реального значения. ИСТОЧНИКИ ПОЗНАНИЯ Гносеологические предпосылки буддизма, как религии. Отрицательное отношение к метафизике. Дигнага и Дхармакирти ставят себе целью дать ему твердое основание. Определение познания как признака одушевления. Определение его как активного источника знания. 3 стадии в процессе познания. Буддисты считают, что все они сводятся к одной. Число источников познания и их значение. Источники познания у буддистов. Чувства и мышление. Учение об этом других индийских философских систем. Как и всякая философия известной эпохи, буддийская философия Дигнаги и Дхармакирти была во многом обусловлена предшествующей эпохой философского мышления, из которой она вышла. Как буддисты, основатели буддийской теоретической философии принадлежали среде, в которой был общепризнанным целый ряд основных тезисов, имевших решающее значение для характера возникавшего нового в ней направления. Красота и Здоровье

Комментариев нет: