среда, 25 июня 2008 г.

тому, во-первых, не следует задавать вопросы, в формулировке которых заложена опенка.

Во-иторых. желательно jno мере возможности не раскрывать перед опрашиваемым, в каком результате вы заинтересованы. С этой целью можно задать несколько лишних, ТЗйе имеющих практического значения вопросов. В-третьих, желательно Шостараться проверить искренность отвечающего с помощью специальных приемов (например, вопрос-ловушка, который залают респонденту № упоминанием несуществующих фильма, фирмы и т.п. Если выяснится. |*Го респондент «смотрел» этот фильм или «пользовался» товарами этой д&Ирмы, — значит, он неискренен и заботится лишь о том, чтобы выгля- |Кггь престижно, и соответственно надо относиться к остальным его отвечая). Имеются особые правила, связанные с закрытыми вопросами и обус-. Явленные тем фактом, что респондентам свойственно выбирать не тот вариант ответа, который им действительно ближе (для этого надо заду-¦**гься. затратить время, а этою не все хотят), а ют, который стоит в па- 1 чале анкеты, тот. который короче, м т.п. Чтобы сгладить воздействие этого фактора, рекомендуется, чтобы все варианты подсказки были одинаковой длины и вообше имели однотипные, сопоставимые формулировки; вперед следует ставить заведомо менее вероятные варианты.


Комментариев нет: